Специфика работы педагога-психолого в дошкольном образовательном учреждении.
Специфика работы психолога в ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенком в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями и с педагогами.
Все вышеперечисленные специфические аспекты определяют следующие направления работы психолога:
1. Психологическая диагностика:
- мониторинг развития психических процессов, а также личностной сферы, общей осведомленности;
- мониторинг познавательных процессов, уровня развития графо-моторных навыков,
- мониторинг психологической готовности и мотивации к учебной деятельности;
- индивидуальные диагностики по запросу родителей и педагогов.
2. Коррекционно-развивающее направление:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемой в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемой в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные занятия с высокомотивированными детьми;
- индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.
3. Психологическое просвещение и психологическая профилактика, консультирование:
- участие в школе начинающего воспитателя;
- индивидуальные консультации педагогов по различным вопросам воспитания детей. В основном, связанные с нарушением поведения детей, личными проблемами, повышенной тревожностью. Низким уровнем готовности к школе;
- психологическое просвещение родителей. Консультации на темы: «Кризис 3-х лет», «Кризис 7-ми лет», «Адаптация в ДОУ», «Игры в период адаптации», «Чем занять ребенка в свободное время родителей», «Игры и игрушки нашего детства»;
- индивидуальное консультирование родителей по различным вопросам воспитания детей. В основном, связанные с адаптацией вновь поступивших детей, нарушением поведения детей, повышенной тревожностью, замкнутостью, обращались по поводу эмоционального состояния ребенка.
Сенсорная комната.
В нашем саду организована работа в сенсорной комнате. Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.